Мода на время Наталья Горских

Как бы ни менялось время, у человека остается несомненной ценностью именно оно. Сколько написано стихов и философских трактатов на тему времени, сколько песен спето, сколько фильмов снято, сколько слов друг другу сказано… Однако, тема оказалась «вечной»: она соединяет в настоящем прошлое и неостановимый ход будущего. Мгновениями оно, правда, останавливается: одна из самых непостоянных и переменных – мода фиксирует время и предлагает увидеть его ход… На мировых выставках часового искусства и технологий. Например, BaselWorld 2016.
В этом году креативные технологии в часах словно пытались спорить с временем и судьбой: впервые за много лет в официальных данных, а не только в неофициальных разговорах, появился не рост продаж, не доходы «около ноля», а их настоящее снижение. Однако, именно мудрость понятия «время» как «все проходит и все переживем» позволила мастерам часовых дел дерзать, экспериментировать и фантазировать. На тему счастливого будущего, конечно.
Базель демонстрирует как внутренние тренды собственно моды, так и тенденции-пути развития цивилизации. Первая тенденция – удивлять и поражать, желательно простыми средствами. Не концептом будущего, а вполне готовыми к продаже моделями, но необычными, знакомыми и незнакомыми одновременно.
С этой целью активно используются кварцевые механизмы, такую же роль выполняют яркие материалы, как у бренда MB&F, пригласившего к сотрудничеству химика Джейсона Томпсона для создания фосфоресцирующего эффекта. Желанием привлечь внимание потребителя чем-то необычным продиктовано и решение Longines украсить циферблат известной своей строгостью, почти «иконы классики» модели La Grande Classique розовыми и голубыми перламутровыми цветами. Это же решение поддерживает бренд Golden Bridge, поместивший традиционный и узнаваемый одномостный механизм Corum в круглый корпус. Одна из самых известных марок с «аристократической родословной» Jaquet Droz осталась верна своей традиционной высоте и не поддалась искушению «ярких» изменений, однако, поменяла местами «большую секунду» и основной циферблат в фирменной «восьмерке».

А можно обойтись вообще без стрелок и без механизма, только шариком, катающимся по циферблату.

И, наконец, можно сделать уже по определению непростую концепцию турбийона еще более необычной. Поразить панорамностью, ювелирным оформлением или высокими технологиями в сочетании с довольно невысокой ценой.
Вторая тенденция – воздействие не на эмоции, воображение, а на разум, на стремление к ясности и точности. Производители часов, к примеру, бренд Omega, делающие ставку на «практичность», «удобство в использовании», «хорошая цена» акцентируют внимание на разработке собственных мануфактурных механизмов, улучшении механики, противоударных харатеристик, точности и пр. Описание свойств и качеств этих механизмов сродни инструкциям сложных промышленных приборов: зачастую непонятные слуху рядового покупателя технические термины, химические названия и сокращения. Как можно больше. Что, кстати, не отменяет стилистического подхода: сегодня, чтобы показать магию микромеханики, недостаточно просто скелетонировать механизм. Необходимо четко объяснить стилистические коды мануфактуры, ее видение часового искусства, как это сделал бренд Girard-Perreqaux.
И производители добиваются иного, связанного с продажами, существенного эффекта: новые технологии используется для оптимизации и тем самым удешевления производства. Впервые самыми громкими сенсациям выставки в Базеле стали модели не самые дорогие, а самые дешевые в своем классе.
А дальше журналисты и PR-специалисты в области моды начинают заниматься своим обычным делом – продвижением продукта через определение модных тенденций. Вполне закономерно, что все модные тренды будут связаны как с первой (образной, собственно дизайнерской), так и со второй – инженерно-технологической.
Возврат к подчеркнуто строгой, минималистичной классике (Breguet, Carl F. Bucherer, Glashuette Original, Hermes, Rado). Почти полностью пропала экстравагантность, сменившаяся классикой с элементами ретро из 60-х, 70-х, 40-х годов: отказ от лишних счетчиков в пользу чистоты циферблата, возрождение маленькой секундной стрелки (элемент ретро), более плоские механизмы. Единственное «украшение» в часах для мужчин: окошко с датой и три обязательные стрелки. Стандартный круглый корпус, циферблат светлого оттенка, хорошо просматриваемые цифры, ремешок – коричневый или черный.
Как микротенденцию можно отметить миниатюризацию женских моделей: практически все марки выпустили «малышек» (16-мм у Longines, 21 мм у Blancpain) с использованием кварцевого механизма. Кварц поднялся в статусе и стал носителем традиционных часовых ценностей. Этому способствовали и собственно технологии – батарейки, служащие до 10 лет.
Нестареющая тенденция в большинстве направлений фешн-индустрии. В основе циферблата – старые чертежи (характерный почерк сегмента luxury). Самое популярное усложнение – хронограф и мировое время. Бренд Patek Philippe создает часы, которые усложнены хронографом и показывают своему владельцу время во всём мире. Бренд Bell&Ross выпускает линейку часов в стиле винтаж, но с высокоточным механизмом внутри. Каждая модель этой линейки посвящена определенному этапу в авиастроении и эпохе 60-х.
Заметно популярными становятся часы со светящимися стрелками, черными циферблатами, черными корпусами из керамики или из специально обработанного титана, а также наборы съемных ремешков разных цветов и фасонов. В коллекции Vacheron Constantin есть классика и спорт в нескольких вариантах: с тремя стрелками, с малой секундной, ультратонкие с вечным календарем и без него, с каучуковом или кожаным ремешком, либо с металлическим браслетом. Владелец сам может менять их благодаря специально разработанной системе замены ремешка.
Развивается как технология «умных» часов и все больше брендов предлагают подобные модели, так и исследования в области материалов. Мануфактуры и Дома все чаще разрабатывают и патентуют собственные материалы и сплавы для изготовления корпусов и деталей механизмов, а также смело экспериментируют с циферблатами. Особую популярность у дизайнеров обрели такие материалы, как золото (белое в тренде) и сталь, объединённые в одной модели. Сапфир становится самым востребованным часовым материалом, потеснив карбоны и карбиды.
Сегодня – это «новый черный», использующийся во множестве оттенков в циферблатах и ремешках, гармонично сочетающийся с платиной и белым золотом.
Изящный циферблат, браслет, щедро усыпанные бриллиантами – беспроигрышный ход. Ювелиры Audemars Piguet оформили оникс и бриллиантовое паве как грани метеорита. У Cartier бриллианты на циферблате танцуют в такт биению вашего сердца. Красоту вечной роскоши демонстрируют знаменитые плавающие бриллианты от Chopard, Rolex – королевскую недосягаемость.
Далеко не новый тренд, с постоянной и обновляющейся тематикой. Цветы как символ женственности и романтизма – тренд наряду с классикой: особенно популярен циферблат-картинка, выполненная с помощью эмали и перламутра. Природные или философские мотивы: под стеклом корпусов моделей Van Cleef & Arpels порхают бабочки, парят облака, дни сменяются ночами. Линейка хронографов Vacheron предлагает изысканные цветочные и ориентальные узоры на циферблатах, повторяющих сложную вязь восточных вышивок или священных манускриптов. Будущее и тайна представлена темой космоса – символы зодиака, звездного цикла выложены бриллиантами по перламутру: у Baume & Mercier – лунный календарь, у Jaeger-leCoultre – фазы Луны, а у Montblanc – часовые пояса и время в крупных городах мира.
Еще один постоянный тренд фешн-индустрии. Одна из линий Vacheron Constantin создана по мотивам традиционных декоративных орнаментов разных культур: архитектура оттоманской Турции (резные ставни и карнизы мушараби), узорная цветочная вязь индийских рукописей эпохи Великих Моголов, китайская вышивка шелком и французские кружева.
Коллобарации художников, дизайнеров и производителей – новый взгляд на время как на искусство технологий. Seiko выпускает лимитированную серию с длинными ремешками, украшенную принтами по мотивам работ фотографов Нобуйоси Араки и Диадо Мориямы. Corum делает еще более смелый шаг, пригласив художника Дани Оливье оформить циферблаты в стиле «светового ню». Несомненно, запомнится артистическая (просто и эффектно) коллабрация Raymond Weil  в честь Beatles: циферблат украшают названия всех 13 альбомов группы.
Сюрреалистичный образ времени знаменитой картины Сальвадора Дали в цифровую эпоху становится реальностью. И не случайно мастера люксового бренда Jaeger-LeCoultre разместили на оборотной стороне своей главной модели часов репродукцию картины «Вероломство образов» не менее знаменитого сюрреалиста Рене Магритта.

Партнеры

Российский государственный социальный университет

Российский государственный университет туризма и сервиса

Москвоский художественно-промышленный институт

Адрес

г. Москва, Проспект Мира, дом 101, стр. 1, 600 офис

Телефоны

+7 (495) 221-89-35
8 (800) 550-78-93

Время работы:

Пн - Пт с 10:00 до 19:00 (мск)

УЧИТЕСЬ СЕЙЧАС!

Рассрочка от 10 мес - 10% - 0%

© ВШСДТ 2011-2020 Российское академическое онлайн образование.