Детская мода: вчера и сегодня Софья Зозуля

Глядя на старое фото, где я, в очень нежном возрасте, облаченная в меховую шапку и цигейковую шубку, протягиваю дрессированному медведю какое-то угощение, я испытываю… зависть. Зависть к своему ребенку, который в тридцатиградусный мороз весело бегает по снегу, одетый в легкий высокотехнологичный комбинезон. Прошло каких-то двадцать пять лет, но на современных фотографиях мы видим совсем других детей: их одежда очень напоминает взрослую, но она ярче, удобнее, прочнее! Да что там двадцать пять – у моей десятилетней сестры в младенчестве был совсем иной гардероб, чем у моего сына. Возможно, вы скажете – технический прогресс. Да, но не все так просто. Вы будете удивлены, когда узнаете, как сильно детская мода связана с изменением отношения к ребенку в истории человечества – и даже с психологической зрелостью общества в целом.

Ребенок – тоже человек?..

Штефан Лохнер «Принесение во Храм» (фрагмент). 1447
До XIV века о какой-либо детской моде или просто особой детской одежде говорить не приходилось. В период раннего Средневековья ребенок вообще не считался человеком в полной мере; после того, как малыш выходил из пеленок, его одевали так же, как взрослого его сословия. Детей плохо кормили, запугивали и били, не заботились об их безопасности (и, если вы не знаете подробностей – то и не советую в них вдаваться). В отношении к судьбе ребенка присутствовал определенный фатализм: если суждено выжить – выживет. Отсутствие контроля над рождаемостью и высокая детская смертность приводили к тому, что родители подчас даже не успевали привязаться к малышу. Отец при этом обладал тотальным правом на ребенка: считалось нормальным продать или отдать ребенка – о прочем я предпочту деликатно промолчать в рамках данной статьи. Особенно это касалось, конечно, простолюдинов. Как только малыш лет трех становился способен работать, он присоединялся к взрослым.
Сложно представить, как был разорван этот круг «ненужных» детей, которые, в свою очередь, становились столь же пренебрегающими родителями, но эволюция медленно и верно делала свое дело. В XIV веке ребенка «заметили». Родители стали проявлять участие в воспитании детей. Ребенок в обществе стал олицетворением невинности – но это значило и то, что любое проявление греховности должно было быть изгнано из нежного детского тела – палками или розгами, конечно. Даже дети знати не были особенно обласканы родительским вниманием. Людовик XIII, ровесник XVII века, по свидетельству его придворного доктора Эроара, не понаслышке знал, что такое кнут. «Появление» ребенка в обществе требовало, наконец, особой одежды для него. И здесь мы видим очень интересный момент. Дело в том, что в XIV веке в Европе короткая одежда и обтягивающие штаны у мужчин сменили длинное платье раннего средневековья, и первоначально такая мода считалась слишком вызывающей, даже бесстыдной. Ребенок – воплощение невинности, повсеместно в культуре сравниваемый с младенцем Иисусом, такую одежду носить, конечно, не мог, поэтому получил свою «униформу» в виде… Длинного платья по моде прошлого века, которое практически без отличий носили и мужчины, и женщины.

Какая симпатичная… мальчик!

Что интересно, рассуждая об эволюции детской моды, мы, в первую очередь, говорим об одежде мальчиков. Женщина имела слишком мало прав, чтобы придавать особенное значение ее возрасту. Девочки не ходили в школу, не занимались военным делом, поэтому продолжали одеваться в точности как матери, потихоньку перенимая их домашние дела и заботы. Потому вдвойне любопытным становится тот факт, что к XVI веку универсальное детское платье трансформировалось в платье женское – по моде текущего века, а это означает и корсеты, и нижнюю рубашку, и нижние юбки… Складки, пышные рукава, тяжелую материю… Да-да, вы правильно поняли: девочек одевали как маленьких женщин, а мальчиков – как девочек, то есть мальчик был одет в точности как женщина в миниатюре. Я предполагаю, что такая «уравниловка» преследовала еще и утилитарные цели: сменить еще не приученному к горшку ребенку нижнюю юбку гораздо проще, чем постоянно менять ему штанишки.
Рубенс, его жена Елена Фоурмен и их сын Питер Пауль. Поль Рубенс. 1639
Переодеться в мужской костюм значило для мальчика и его отца нечто большее, чем признание возраста: это было сродни обряду инициации, мальчик становился мужчиной и принимал на себя ответственность за семью или даже судьбу страны. Чаще всего к 7-8 годам мальчик менял женское платье на другое, тоже длинное, тоже платье, но уже без корсета и пышных юбок; к 10ти годам он выглядел как маленький мужчина – в штанах, плаще и даже со шпагой. Такое отсутствие деления в раннем детстве на мальчиков и девочек говорит о том, что обществу было еще далеко до понимания ценности ребенка как личности. Он был лишь заготовкой для взрослого человека, из которого нужно было «выковать», «вылепить» нужную форму. Методы «воспитания» до XVIII века оставались неизменными: физические наказания, запугивание… К тому моменту общество находилось только на пути к осознанию отдельного человека как цельной личности. Понятия гуманности и сопереживания ближнему еще не были приняты общественным самосознанием в полной мере. Традиция одевать маленьких мальчиков в женское платье сохранится до конца XIX века (а эпизодически – до начала XX).
Portrait of a Boy aged Two. Marcus Gheeraerts the Younger. 1608
Anna of Austria with her son Louis XIV. Неизвестный. Прим.1645
Дети Абер де Монмор. Филипп де Шампень. 1649 (дети слева и справа от сидящей в центре девочки – ее братья)

Век ребенка

Начавшаяся в XVIII веке промышленная революция оказала положительное влияние на общество: повысился уровень жизни, образование стало более массовым и доступным. Бурное развитие текстильной промышленности сделало возможным иметь специальную одежду для детей людям всех сословий. Вместе со взрослой изменилась и детская мода: мальчики стали носить штаны на манер рабочих брюк; с появлением школ, готовящих к будущей военной карьере, стало популярным одевать мальчиков в костюмчики, напоминающие военную или морскую форму – с тех пор так прижился в детской моде матросский образ. Даже девочки, наконец, получили некоторую дифференциацию по возрасту: их светлые платья с оборками меняли свою длину в процессе взросления юной дамы: от короткого платья чуть ниже колена у маленьких непосед – до платья в пол – в точности, как у матери – у подросших леди.
The Sackville Children. John Hoppner. 1796
The Alling Children. Oliver Tarbell Eddy. 1839
Albert Edward, Prince Of Wales. Franz Xaver Winterhalter. 1846
Такие изменения, были еще и следствием понимания обществом того факта, что ребенку нужна более легкая и свободная одежда, не ограничивающая его подвижность. Наказание детей посредством избиения постепенно сменяли иные способы воздействия. Повышение заботы о физическом состоянии ребенка позволило обществу значительно сократить детскую смертность, но принятие ребенка полностью с его мыслями, чувствами и стремлениями было пока несбыточной мечтой: родитель стремился взять поведение ребенка под свой полный контроль. Любовь родителей к ребенку еще не была безусловной: любим был только правильный, идеальный, хороший. Маленькие члены общества росли без постоянного чувства тревоги, как прежде, но были лишены в полной мере любви и принятия.
Фотоателье Н. Сажина. Портрет детей из семьи Орловых. Муром. 1895
Ньюсгёрл и ньюсбой. Фото Элис Остин, Нью Йорк, конец XIXв.
С конца XIX века главной ценностью в обществе стала успешность. Изменился и стиль воспитания детей: он стал, так называемым, социализирующим, то есть направляющим на верный для достижения успеха, по мнению родителя, путь. Главным идентифицирующим фактором в обществе для человека стала его профессия и место на социальной лестнице. Не удивительно, что в эти годы основной одеждой для детей стала школьная форма, которая надевалась не только на учебу, но и на прогулки, в театр, в гости – в общем, везде. Таким образом, демонстрировалась социальная роль мальчика или девочки: я – ученик.
Art Nouveau Girls Fashion Gingham. Offset Lithograph Edwardian Delineator. 1906
Boys knickerbocker suits. 1917

Хочу как мама!

После первой мировой войны «взрослая» мода сделала крутой поворот, а вслед за ней и детская. С той поры – и до наших дней – детская мода энергично шагает рядом со взрослой, практически точь-в-точь повторяя ее, сохраняя только некоторые исключительно детские детали: короткие штанишки у мальчиков, завышенную талию у девочек, матроски, шотландскую клетку, гольфики и прочие милые детали. Да и мы с вами уже воспринимаем своих детей, как равных, стремимся не столько воспитать, сколько помочь им освоиться в этом мире. Вслед за Жанной Ленвен, первым модельером, создающим одежду для мам и их дочек, сегодня практически каждый бренд имеет в своей линейке детские коллекции. Сегодня «детские» принты без зазрения совести используются в одежде взрослой – и, напротив, базовый гардероб дочки может быть полной уменьшенной копией маминого.
К сожалению – или к счастью – сегодня недостаточно просто следовать моде, чтобы выглядеть актуально. В наши дни первостепенным становится понятие индивидуального стиля – и адаптации к нему модных трендов. Все больше людей приходят к пониманию, что поиск индивидуального стиля – это не только возможность выглядеть уместно и достойно в любой жизненной ситуации, но и способ разобраться в себе, своих стремлениях, своих особенностях, а ведь это именно то, чего мы хотим и для себя, и для своих детей. Имея опыт обучения детей основам создания стильного образа (начиная с дошкольного возраста!), могу с уверенностью сказать: вы удивитесь, когда узнаете, какими вдумчивыми могут быть ваши непоседы, как много они способны проанализировать и понять. Эти крохи лучше, спонтаннее, креативнее нас. Мы живем в прекрасное время, когда общество поддерживает нас в стремлении быть другом своему ребенку. Так давайте использовать эту возможность! Знакомьтесь с прекрасным вместе, вместе читайте модные журналы, вместе подбирайте одежду друг для друга – там более, что пробежаться по магазинам вдвоем - вдвойне веселей :)

Партнеры

Российский государственный социальный университет

Российский государственный университет туризма и сервиса

Москвоский художественно-промышленный институт

Адрес

г. Москва, Проспект Мира, дом 101, стр. 1, 600 офис

Телефоны

+7 (495) 221-89-35
8 (800) 550-78-93

Время работы:

Пн - Пт с 10:00 до 19:00 (мск)

УЧИТЕСЬ СЕЙЧАС!

Рассрочка от 10 мес - 10% - 0%

© ВШСДТ 2011-2020 Российское академическое онлайн образование.